Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.

Я согласен

1918 – «Ледовый поход»: спасение главных сил Балтийского флота от захвата немцами

К началу 1918 года – последнего года Первой мировой войны – положение Российского флота на Балтике было крайне сложным. Революция внесла дезорганизацию в систему управления, наступление немецких войск в Прибалтике угрожало потерей военного порта в Ревеле и захватом немцами находившихся там советских кораблей.

В феврале 1918-го корабли Балтийского флота из Ревеля (ныне Таллин) были переведены в Гельсингфорс, последние из них покинули Ревель 25 февраля – в день, когда в город вошли немцы. Переходом руководил капитан 1-го ранга А. М. Щастный, 1-й помощник начальника военного отдела Центробалта, который фактически командовал Балтийским флотом.

3 марта 1918 года был подписан Брестский мирный договор, в соответствии с которым Россия выходила из войны. Согласно статье 6, все русские корабли должны были покинуть финские порты, причем предусматривалось, что до тех пор, пока лед не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были оставаться лишь «незначительные команды», которые легко могли быть нейтрализованы немцами.

5 марта германский флот прибыл к Аландским островам, которые в дальнейшем использовались как база для германской интервенции в Финляндию. В связи с реальной опасностью захвата германскими и финскими войсками кораблей Балтийского флота, стоявших в Гельсингфорсе, советское правительство приняло решение о немедленном переводе флота в Кронштадт. Этой операцией также руководил капитан 1-го ранга А. М. Щастный.

Первоначально 12 марта в сопровождении двух ледоколов вышли из Гельсингфорса 4 линейных корабля и 3 крейсера, которые прибыли в Кронштадт 17 марта.

4 апреля из Гельсингфорса вышел второй отряд Балтийского флота (2 линкора, 2 крейсера, 2 подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля (исключая одну из подводных лодок, получившую повреждение и вернувшуюся в Гельсингфорс). Таким образом, сильнейшие корабли флота оказались вне опасности захвата противником.

5 апреля А. М. Щастный был официально назначен начальником Морских сил Балтийского моря. В это время он готовил к выходу третий отряд кораблей (45 эсминцев, 3 миноносца, 10 подводных лодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно), который был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Позднее эти корабли соединились в один эшелон, который следовал при поддержке 4 ледоколов. Сам А. М. Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками (город был взят 14 апреля).

20 апреля третий отряд кораблей под командованием А. М. Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями. Всего в результате операции были спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок.