1916 – Блокада пролива Босфор силами Черноморского флота

В директиве Морского штаба верховного главнокомандования от 22 мая (4 июня) 1916 года Черноморскому флоту была поставлена задача «препятствовать снабжению противника углем из угольного района и военной контрабандой из Болгарии и Румынии», в том числе и блокадой Босфора.

В июле 1916 г в командование Черноморским флотом вступил вице-адмирал А. В. Колчак. Он внес в боевую деятельность флота существенные изменения, направив основные усилия на постановку активных минных заграждений, за счет чего повысилась эффективность блокады и было обеспечено решение сразу двух задач – по нарушению морских перевозок противника и по борьбе с его морскими силами. До конца 1916-го было выставлено 2187 мин. При этом идея «закупорки» пролива Босфор заключалась в том, чтобы «противник не имел времени на их траление». Основное заграждение ставилось против надводных кораблей и крупных транспортов, дополнительные – против подводных лодок и малотоннажных судов. Осенью 1916-го для усиления ранее выставленных заграждений стали применять мелкосидящих десантные суда.

При этом командованию русского флота, как правило, удавалось обеспечить скрытность минных постановок. Из-за этого во второй половине года германо-турецкие морские силы потеряли на минах миноносец, канонерскую лодку, 4 подводных лодки, транспорт и морской буксир. Кроме того, от подрыва на минах противник потерял несколько парусников и маломерных моторных судов. В начале осени 1916 года судоходство противника было прекращено почти полностью, что привело к жесточайшему топливному дефициту в Константинополе и практически полному свертыванию боевой деятельности германо-турецких морских сил. Так, выходы в море германских подводных лодок были прекращены до мая 1917-го.

Вместе с тем абсолютного прекращения выходов кораблей противника в Черное море добиться не удалось. Значительные временные промежутки между постановками минных заграждений предоставляли ему достаточное время, чтобы их обнаруживать и уничтожать. Ошибкой был отказ от использования мин различных типов в основном заграждении: из-за этого оно было опасным только для крупных надводных кораблей. Эти ошибки усугублялись невозможностью несения постоянного дозора на подходах к Босфору из-за отсутствия достаточных для этого сил и средств.