1945 – Тихоокеанский флот в войне с Японией. Курильская десантная операция

К началу войны с Японией боевой и численный состав группировки советских войск на Дальнем Востоке составлял более 1,5 млн человек, 27,3 тыс. орудий, гвардейских минометов и зенитных пушек, 3,7 тыс. танков, более 1,9 тыс. самоходно-артиллерийских установок и около 3,9 тыс. боевых самолетов. Это обеспечивало советским войскам превосходство над противником: в людях – в 1,5 раза, в орудиях – в 4 раза, в танках и самоходно-артиллерийских установках – в 7 раз, в самолетах – в 2,5 раза.

В состав Тихоокеанского флота (командующий – адмирал И. С. Юмашев) входила Северная Тихоокеанская военная флотилия. Силы флота базировались на Владивостоке (главная база), Владимиро-Ольгинской военно-морской базе, Петропавловске-Камчатском, Советской Гавани (основная база СТВФ), Де-Кастри и Николаевске-на-Амуре. В мае 1945-го боевой состав флота усилился: из США по ленд-лизу были поставлены 10 фрегатов, 34 тральщика, 20 охотников за подводными лодками, 23 десантных судна и 3 плавучих мастерских. В ВВС флота насчитывалось 1479 боевых самолетов, в Береговой обороне – около 80 артиллерийских батарей, в том числе 15 с орудиями калибром от 180 до 356 мм.

Амурская военная флотилия (АВФ) под командованием контр-адмирала Н. В. Антонова к началу военных действий имела в своем составе 4 бригады речных кораблей, отдельный дивизион кораблей, 2 отдельных отряда бронекатеров. Всего в АВФ числилось около 200 боевых кораблей и катеров разных классов, в том числе 8 мониторов, 11 канонерских лодок, 52 бронекатера, 12 тральщиков, 36 тральщиков-катеров, 7 минных катеров, минный и сетевой заградитель, 5 плавучих зенитных батарей, 15 полуглиссеров, 3 сторожевых катера, 3 плавбазы и штабной корабль. Кроме того, на период ведения военных действий флотилии передавались все сторожевые катера пограничной охраны на реках Амур и Уссури, а из состава гражданского пароходства было мобилизовано 106 судов. Авиация флотилии насчитывала более 70 самолетов. По своей численности, качеству вооружения и боевой подготовке АВФ значительно превосходила Сунгарийскую флотилию японцев.

Задачи, поставленные Тихоокеанскому флоту на случай войны с Японией в 1944 году, включали нарушение коммуникации противника в Японском море, борьбу против японских военно-морских сил и грузового тоннажа, находившихся в Северной Корее, в портах и базах западного побережья Японских островов и в Татарском проливе, защиту своих морских коммуникаций и противодесантную оборону побережье. Содействие сухопутным войскам высадкой морских десантов среди этих задач не значилось.

5 августа 1945 года между союзными военно-морскими силами была установлена разграничительная линия, в соответствии с которой Тихоокеанский флот (ТОФ) в Японском море, у Камчатки и в Беринговом море должен был действовать в полосе 90–120 миль от своего побережья (в отдельных местах – на 15–15 миль от него). При этом основную тяжесть борьбы против сил японского военно-морского флота на театре должны были нести союзники. В соответствии с оперативным планом, 8–10 августа 1945 года на подходах к Владимиро-Ольгинской и Петропавловской военно-морским базам, а также в Татарском проливе и Сахалинском заливе были выставлены минные заграждения из 1,8 тыс. мин. На позиции в море вышло 12 подводных лодок.

Постановка дополнительных минных заграждений еще больше ограничила районы действий сил ТОФ, не оказав существенного влияния на оперативную обстановку, поскольку к этому времени корабли японского флота, оставшиеся в строю, почти не действовали из-за дефицита топлива.

Все объединения Красной Армии и Военно-морского флота, принимавшие участие в действиях против Японии, вошли в состав созданного Главного Командования Советских войск на Дальнем Востоке (ГКСВДВ) во главе с Маршалом Советского Союза А. М. Василевским. Для координации действий сил ТОФ и АВФ в ходе военных действий во Владивосток прибыл народный комиссар ВМФ – Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота Н. Г. Кузнецов.

Маньчжурская наступательная операция началась 9 августа 1945 года. Самолеты минно-торпедной и штурмовой дивизий военно-воздушных сил ТОФ, взаимодействуя с дивизией пикирующих бомбардировщиков, нанесли бомбоштурмовые удары по портовым сооружениям и судам в портах Юки и Расин. Одновременно суда в Расине атаковали торпедные катера. После этого противник стал отводить свои войска от советско-корейской границы, и было принято решение ускорить высадку десантов в порты Северной Кореи, чтобы отрезать отступающим японским войскам пути отхода.

Вечером 11 августа 1945 года разведывательная группа Героя Советского Союза старшего лейтенанта В. Н. Леонова с 2 торпедных катеров высадилась в порту Юки, на рассвете следующего дня к ним присоединились разведчики второй группы. Почти не встречая противодействия, десантники вступили в город. 12 августа в Юки с 2 фрегатов, тральщика и 6 катеров высадился батальон морской пехоты, после чего этот порт стал маневренной базой ТОФ.

После этого была осуществлена высадка в порт Расин, где за несколько часов сопротивление японских войск было сломлено. Потери советские силы понесли из-за того, что при входе в порт 3 транспортных судна подорвались на минах.

При планировании высадки десанта в порт Сэйсин учитывалось, что противник подготовил его к упорной обороне. С 9 по 11 августа по этому порту наносили удары морская авиация и торпедные катера. Когда 13 августа 1945 года в Сэйсин на торпедных катерах был доставлен разведывательный отряд полковника А. З. Денисова, противник оказал ему сильное противодействие. Вечером для поддержки разведчиков была высажена пулеметная рота, а в ночь 14 августа – первый эшелон десанта, батальон морской пехоты. Только к исходу 14 августа морские пехотинцы овладели небольшим участком побережья, при этом противник не оставлял попыток сбросить их в море: советским десантникам пришлось отразить 15 атак. Утром 15 августа в Сэйсин вошли корабли, доставившие основные силы десанта – около 5 тыс. человек. Попытки японской авиации сорвать их высадку были безуспешными. Штурмовые отряды при поддержке корабельной артиллерии сломили сопротивление противника в порту и завязали бои в городе. В ходе этих боев эскадренный миноносец «Войков», минный заградитель «Аргунь», сторожевой корабль «Метель» и фрегаты артиллерийским огнем уничтожили до 2 батальонов японской пехоты, подавили огонь зенитных, артиллерийских и минометных батарей, более 25 огневых точек, повредили бронепоезд противника. Авиация флота для нанесения ударов по Сэйсину совершила 429 самолетовылетов. К вечеру 16 августа город был очищен от противника, и в него вошли части 1-го Дальневосточного фронта. В боях за Сэйсин противник потерял убитыми, ранеными и пленными более 3 тыс. солдат и офицеров, 2 самолета, 27 транспортных судов.

Овладение Сэйсином привело к потере противником порта, через который шло снабжение всей его группировки в Северной Корее, и прервало важную прибрежную морскую коммуникацию. У советских войск появился плацдарм для дальнейшего продвижения на юг и в центральные районы Корейского полуострова.

Вечером 19 августа батальон морской пехоты и рота автоматчиков, не встречая противодействия, высадились в порту Оденцин (Кесон), а 21 августа 1847 десантников заняли порт Гензан (Вонсан).

Существенный вклад в разгром Квантунской армии внесли силы Амурской военной флотилии. Содействуя войскам 2-го Дальневосточного фронта, они обеспечили форсирование ими Амура, Уссури, Сунгари и прорыв нескольких оборонительных рубежей противника. За 10 суток главные силы флотилии с боями прошли около 1000 км. 9 августа корабли флотилии высадили десант в порт Фуюань, содействовали огнем корабельной артиллерии при взятии Тунцзяня, Дунаня и Жаохэ. 10 августа 1945 года 2 отряда бронекатеров высадили десант на причалы порта Сахалян. При высадке десанта в районе Айгуня для подавления огневых точек противника применялись монитор, канонерская лодка и отряд бронекатеров с реактивными установками. С 10 августа 1945 года действовавшие на реке Сунгари корабли поддерживали войска, которые вели бои за овладение Фуцзиньским укрепрайоном. Утром 11 августа с бронекатеров на причалы Фуцзиня высадилась штурмовую роту. Огнем монитора были подавлены 5 дотов, 12 дзотов, 6 минометных батарей, уничтожен склад с боеприпасами. Вечером 11 августа десантом, доставленным к месту высадки бронекатерами, был захвачен город Цикэ.

На Сахалянском направлении силами и средствами Амурской флотилии была организована Константиновская переправа, которая действовала на протяжении всей наступательной операции. До 1 сентября 1945 года здесь переправились около 65 тыс. человек, 747 танков и бронемашин, 460 орудий и минометов, более 3 тыс. автомобилей. На Сунгарийском направлении была организована Васильевская переправа, обеспечившая за 4 дня переброску в Жаохэ около 6 тыс. человек, 50 орудий и минометов, 150 автомобилей и значительного количества воинских грузов.

Всего за время Манчьжурской стратегической наступательной операции в боях с войсками 2-го Дальневосточного фронта, Амурской военной флотилии и силами Тихоокеанского флота противник потерял убитыми более 80 тыс. солдат и офицеров. В плен сдались 594 тыс. чел. Советскими войсками и силами флота было захвачено 925 самолетов, более 600 танков, 2,5 тыс. орудий и минометов, все корабли Сунгарийской речной флотилии и много другого военного имущества.

9 августа 1945 года 56-й стрелковый корпус, прорвав оборону противника, стал быстро продвигаться в южную часть острова Сахалин. Корабли Северной Тихоокеанской флотилии выставили мины на фарватере в Татарском проливе и в Сахалинском заливе, а самолеты авиационных частей флотилии нанесли удар по военно-морской базе противника в Эсутору. 16 августа в порт Торо был высажен десант в составе батальона морской пехоты, который к вечеру следующих суток овладел и портом Эсутору. Утром 19 августа из Советской Гавани вышли 5 транспортов с 3,4 тыс. десантниками на борту в охранении 13 кораблей. Спустя сутки первый бросок десанта высадился в порту Маока и завязал бой на берегу. Через 2 часа высадившиеся на берег стрелковая бригада и морской батальон полностью очистили от противника город и порт, уничтожив 300 и взяв в плен 600 вражеских солдат и офицеров.

Для овладения Курильскими островами был сформирован десант из 2 полков пехоты, артиллерийского полка, истребительного противотанкового дивизиона и батальона морской пехоты Петропавловск-Камчатской военно-морской базы. На рассвете 18 августа 1945 года десантный отряд подошел к острову Шумшу. 4 транспорта с войсками направились к месту высадки, а корабли открыли артиллерийский огонь по берегу, как оказалось – преждевременно. Суда, имевшие большую осадку, смогли подойти к берегу не ближе 100–150 м, и десантникам пришлось покидать их на глубине более 2 м. Многие из них, еще не успев добраться до берега, оказались под сильным ружейно-пулеметным огнем. Несмотря на это, через 40 минут подразделения первого броска десанта уже вели бой на берегу, а к вечеру все войска были высажены. Причалы из спасательных плотиков и бревен для переброски на берег техники пришлось строить под непрерывным огнем противника.

Из-за плохой организации управления и связи командующий десантной операцией и командир высадки в течение 3 часов обстановкой не владели, что не позволило эффективно использовать корабельную артиллерию, а при нелетной погоде она являлась единственным средством огневой поддержки десанта. Из-за сильного противодействия противника десантники понесли большие потери. Существенными были и потери в корабельном составе – сторожевой катер и 4 десантных судна погибли, 8 десантных судов получили значительные повреждения.

Бой с подразделениями противника, занимавшими господствующие высоты острова Шумшу, продолжался 5 часов. Советские войска потеряли более 700 человек, но в конечном счете высоты были взяты, и командующий японскими войсками на Курильских островах предложил начать переговоры о капитуляции. Однако при входе во второй Курильский пролив советские корабли попали под огонь артиллерийских орудий, стрелявших с островов Парамушир и Шумшу. На отходе корабли были атакованы японскими самолетами-торпедоносцами. Переговоры были сорваны, и боевые действия продолжались до 1 сентября 1945 года.

К моменту завершения войны на северных островах Курильской гряды были разоружены и пленены 30 442 человека, в том числе 4 японских генерала и 1280 офицеров, а всего на Курилах в плен было взято около 60 тыс. солдат и офицеров противника.

22 августа 1945 года подводная лодка «Л-12» потопила вооруженный японский транспорт. В тот же день ею был обнаружен транспорт, который шел в охранении сторожевого корабля и 6 катеров. Попытка его атаковать была неудачной. Советскую подводную лодку атаковали глубинными бомбами и вынудили уйти на глубину.

Вечером 22 августа от подводной лодки «Л-19» пришло донесение об атаке японских транспортов, один из которых затонул, а другой был поврежден. По данным зарубежных источников, повреждения от попадания торпеды в этом районе в это время получил японский пароход. Также был потоплен эскортный корабль. Из боевого похода «Л-19» не вернулась. Вероятнее всего, она подорвалась на мине в проливе Лаперуза.

Действия военно-воздушных сил ТОФ на коммуникациях противника ограничились авиационными ударами по портам. При этом противодействие противника было сильным, и советская морская авиация понесла чувствительные потери. Так, для ударов по порту Юки было совершено 86 самолетовылетов, при которых было потеряно 5 штурмовиков Ил-2. Для действий против кораблей и судов противника в порту Расин выполнено 418 самолетовылетов, потеряно 8 штурмовиков. Самолеты-торпедоносцы израсходовали 52 торпеды, потопив, по советским данным, миноносец и 5 транспортов. При этом флот в полной мере обеспечил оборону своих морских коммуникаций, по которым без потерь было проведено 29 конвоев.