Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.

Я согласен

Первое боевое применение пароходофрегатов

КРЫМСКАЯ ВОЙНА.



Первый бой кораблей парового флота состоялся 5 (17) ноября 1853 г. В этот день русский 11-пушечный пароходофрегат «Владимир» (командир – капитан-лейтенант Г. И. Бутаков) под флагом начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала В. А. Корнилова атаковал 10-пушечный турецко-египетский вооруженный пароход «Перваз-Бахри» («Владыка морей») и после трехчасового боя принудил его к сдаче.

Победа была одержана благодаря способу действий, избранному Бутаковым: в отличие от турецкого командира он непрерывно маневрировал, занимая по отношению к противнику положение, позволявшее наиболее эффективно использовать артиллерию и минимизировать ущерб от ответного огня (турецкий пароход не имел кормовых орудий).

Бой между «Владимиром» и «Перваз-Бахри» показал не только преимущества, но и недостатки пароходов: слабость артиллерийского вооружения (орудий в 3–4 раза меньше, чем на парусных фрегатах), уязвимость огромных гребных колес к боевым повреждениям. В Синопском сражении 18 (30) ноября 1953 г. их участие было ограниченным (разведка, дозор, буксировка поврежденных линейных кораблей).


Преимущества пароходофрегатов перед парусными кораблями ярко проявились во время обороны Севастополя (1854 – 1855 гг.). Отряд под командованием капитана 2-го ранга Г. И. Бутакова («Владимир», «Громоносец», «Херсонес», «Крым», «Бессарабия» и «Одесса») поддерживал защитников города огнем своих орудий и решал другие задачи по содействию войскам, оборонявшим крепость.

В 1853–1855 гг. Г.И. Бутаков обобщил опыт применения пароходофрегатов в теоретическом труде «Новые основания пароходной тактики». Этот труд получил мировую известность и положил начало следующему этапу развития военно-морского искусства, формам и способам боевого применения кораблей парового броненосного флота.