Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.

Я согласен

Пароходофрегаты (и прямые потомки этих кораблей)

Родоначальниками качественно иного флота, уже не зависевшего, как прежде, от направления и силы ветра, стали пароходофрегаты. Эти корабли водоизмещением до 1700 т., длиной до 60 м, шириной до 11 и осадкой до 4,5 м, вооруженные 4–10 орудиями среднего и малого калибра, с машинами мощностью от 200 до 400 л. с. могли развить скорость хода до 12 узлов (около 22 км/ч).


Независимость от направления и силы ветра давала им преимущество в бою с парусными кораблями. Вооружались пароходофрегаты пушками, стрелявшими бомбами.

Самой существенной платой за преимущества парового флота стала утрата неограниченной дальности плавания. Этим объясняется сохранение у первых пароходов полного парусного вооружения. Самые совершенные парусники значительно превосходили колесные пароходы и в скорости хода. Наиболее удачным гибридом парового и парусного корабля стали океанские крейсеры-клиперы, которые в России строились в 1860-х годах и числились в боевом составе до начала ХХ века.

Корабли с паровыми машинами и парусным вооружением (броненосцы, крейсера 1–2-го рангов, канонерские лодки) участвовали во всех крупных морских боях и сражениях Русско-японской войны 1904–1905 гг. В их числе канонерская лодка «Кореец», принявшая неравный бой с врагом вместе с прославленным «Варягом», героически погибшие броненосные крейсера «Рюрик» и «Нахимов», крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской».