Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис на основе ваших предпочтений и интересов. Узнать больше

Я согласен

Линейные корабли

В ответ на появление пушек, стрелявших бомбами, корабли оделись в броню. Первым броненосцем русского флота стала плавучая батарея «Первенец».

Относительная слабость машин первых броненосцев (до 500 л. с.) и скорость, не превышавшая 8 узлов (около 15 км/ч), компенсировались их неуязвимостью для снарядов гладкоствольной артиллерии. Чтобы поразить противника, корабли стали оснащать шпиронами (таранами), представлявшими собой прочную, выдающуюся вперед носовую часть корпуса.

Через 20 лет нарезная морская артиллерия вновь стала основным оружием флота. В середине 1890-х гг. российские броненосцы несли от трех до шести орудий главного калибра. Их 254–305-мм снаряды пробивали броню на дистанции 3000–3500 м.

В последнем десятилетии XIX в. облик кораблей парового броненосного флота коренным образом изменился. Мощные паровые машины тройного расширения (10 000–20 000 л. с.), прочная броня, прикрывающая все жизненно важные части корпуса и орудийные башни, 12-дюймовые орудия главного калибра с начальной скоростью снарядов 700–900 м/с, скорость хода 16–18 узлов (29–33 км/ч).

Благодаря применению в конструкции орудийных башен гидравлических и электрических устройств заряжания, темп стрельбы башенных орудий повысился более чем в восемь раз – с одного выстрела в 2 минуты до одного выстрела в 17 секунд.

В 1906–1918 гг. паровой броненосный корабль достиг пика своего развития. В моря и океаны вышли линкоры-дредноуты. В значительной степени этот качественный переход был вызван бурным прогрессом корабельных паровых машин. Паровые турбины обеспечили эти гигантские корабли всеми видами энергии. Первые русские линкоры, прослужившие в составе отечественного ВМФ до середины 1950-х гг., имели водоизмещение 26 700–30 400 т, котлотурбинные установки мощностью 61 000 л. с., скорость полного хода 22–23 узла (41–43 км/ч).

Башенные артиллерийские установки отечественных линкоров МК-3-305 массой 1670 т имели по три 305-мм орудия массой 83,3 т каждое. Начальная скорость их снарядов (масса – 747,7 кг) составляла 732 м/с, дальность стрельбы – 135 каб. (25 км).

Роль линкоров в морском бою стала второстепенной с появлением ударных родов морской авиации – бомбардировщиков и торпедоносцев и кораблей нового класса – авианосцев. Дальнобойность самолетов в десятки раз превосходила дальность стрельбы гигантских артиллерийских орудий, масса взрывчатого вещества в авиабомбах и торпедах в два-три раза превышала массу взрывчатки, которая доставлялась к цели снарядом. При этом бомба и торпеда поражали крупные надводные корабли, попадая в наиболее уязвимые места: слабо бронированные горизонтальные поверхности (палубы, крыши башен, боевых рубок) или небронированную подводную часть.

С появлением ядерного оружия и противокорабельных ракет линкоры окончательно утратили боевую ценность, и только в ВМС США они дожили до начала 2000-х гг. (применялись в локальных войнах, которые велись против государств, не имевших сильных флотов и средств поражения, позволявших их уничтожить).