Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
В четверг, 10 февраля, в Северной столице состоялась пресс-конференция «Петербург будущего», в рамках которой участники обсудили проблемы повышения конкурентоспособности города в борьбе за человеческий капитал.
Одним из главных спикеров конференции стала руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу. Самый большой в России музейно-исторический парк, посвященный военно-морскому флоту, стал одной из самых необычных достопримечательностей Петербурга и одним из немногих новых центров притяжения горожан и гостей города на Неве.
По словам Ксении Шойгу, реализация проектов, которые затрагивают объекты культурного наследия Петербурга или находящиеся под охраной ЮНЕСКО, — дело весьма затратное и долгосрочное. Поэтому и инвесторов привлечь к ним непросто.
«Реставрация объектов культурного наследия под охраной ЮНЕСКО — это очень дорогостоящее мероприятие. В нашем случае это еще и наложение определенных охранных зон, а также специфические требования, которые меняются на территории одного и того же кластера. Например, высотность, возможность строительства рекреационных объектов. Поэтому люди, которые вкладывают в это деньги, безусловно, меценаты. Инвесторская часть здесь является минимальной», — отметила руководитель проектного офиса.
Однако Ксения Шойгу признала: объекты коммерческого назначения в парке «Остров фортов» все же будут, и весьма разнообразные: точки питания и продажи различной сувенирной продукции, а также места для временных экспозиций, которые позволят проводить различные мероприятия.
«Если меценаты дают деньги и просто хотят видеть в результате что-то красивое, то с инвесторами разговор очень сложный. Кронштадт является достаточно депрессивным районом Петербурга. Но на данный момент ситуация потихоньку идет на лад — туда приходят и другие инвесторы: застройщики жилья, развивается сфера развлечений», — высказалась участница пресс-конференции.
Ксения Шойгу подчеркнула, работая в рамках таких масштабных проектов с инвесторами, что их постоянно приходится убеждать в том, что увидеть прибыль в течение трех-пяти лет практически невозможно. Поскольку инфраструктурные проекты окупаются достаточно долго — от восьми лет. И только при столь длительных сроках окупаемости можно отреставрировать объект культурного наследия или освоить новую территорию.
«Когда речь идет о комплексном развитии — это касается не только инвесторов и меценатов. Важно отметить, что нам навстречу пошли федеральные ведомства. Министерство культуры очень билось за эти форты и за их реставрацию. Я считаю, вместе мы сделали очень значимый шаг, чтобы всем горожанам и гостям Петербурга был открыт доступ на эти объекты. Минстрой просчитал и выдал необходимые характеристики по инженерии, Минтранс согласовал предоставление субсидии на постройку транспортной развязки. При разработке наполнения «Острова фортов» мы ориентировались на комфорт жителей Кронштадта», — сказала она.
При этом «Остров фортов» — это не только место отдыха горожан, но и новые рабочие места. Как отметила руководитель проектного офиса, кластер изначально предполагал создание рабочих мест со значительным объемом квалификаций.
«Мы создаем точку, где и туристы, и местные жители, и бизнес могут взаимовыгодно и грамотно коммуницировать и получать от этого удовольствие. Я сама мечтаю посмотреть военно-морской парад с крыши «Чумного», и в скором времени, надеюсь, это будет доступно не только реставраторам, но и обычным людям. Глядя на то, как развивается Кронштадт, я уверена, что он станет новым Крестовским, поскольку там зелено, красиво, тихо и уютно. Много мифов ходит о тяжести положения Кронштадта, но просто надо этим заниматься», — заключила Шойгу.
Генеральный директор Letefico Майя Петрова тоже в свою очередь отметила, что создание новых креативных и культурных пространств в городе упирается в поиск людей, готовых вкладывать деньги фактически без отдачи, а также в сложность работы с объектами культурного наследия, коих в Петербурге множество. Большей частью, по ее словам, инвесторы вкладывают средства в такие проекты не с целью коммерческой прибыли, а из любви к городу. Она привела в пример Музей Фаберже. С ее точки зрения, инвестиции, вложенные в него, не окупятся никогда.
Она также обозначила и еще одну проблему — часть программ, нацеленных на восстановление ОКН за счет частных вложений, оказалась нерабочей. Так программа «Рубль за метр» предусматривает такие условия, к которым бизнес не готов. Во-первых, на проведение работ и реализацию проекта дается семь лет, в течение которых инвестор будет не только вкладываться в реставрацию ОКН, но и платить за его аренду по рыночной стоимости. А после приемки работ надо будет еще и получить право на аренду в размере 1 рубль за квадратный метр в год.
Главные риски инвесторов, по мнению Петровой, заключаются в большом объеме вкладываемых средств, сложном процессе согласований проектов на всех уровнях, проблемы с инженерными сетями, ограничения по коммерческим функциям и длительном сроке окупаемости проектов. Поэтому те немногие люди, которые решаются взяться за трансформацию объектов культурного наследия, — просто герои, считает она.
Руководитель архитектурного бюро «Студия-44» Никита Явейн в ходе обсуждения отметил, что Петербург уступает Москве по количеству креативных и культурных пространств. А они просто необходимы, чтобы удержать молодежь в городе
«Туризм — это прекрасно, но главное — удержать молодежь в городе. Именно она дает конкурентные преимущества городу. А с этим у нас все не очень хорошо. Десятки тысяч айтишников, великолепная учебная и школьная база, но очень многие потом уезжают. Москва создала классический пешеходный центр и серьезную альтернативу — множество всяких индустриальных тусовочных мест. Их количество с Петербургом несопоставимо. У нас маленькие дырочки, точечки, а нужны настоящие среды», — подчеркнул он.
Плюс ко всему те пространства, которые считаются среди петербуржцев успешными, имеют свои существенные недочеты. В частности Явейн упомянул «Севкабель Порт». По его словам, это отличное интересное место, но с транспортной доступностью — беда: есть проблемы как с общественным транспортом, так и с зоной парковки для частных автомобилей.
При этом все участники конференции отметили проблему, которую уже десятилетие не могут решить, — Апраксин двор, который в простонародье давно стал «Апрашкой». Этот бардак, который творится в самом центре Северной столицы, лишь удивляет туристов и возмущает горожан. Но способ разрубить этот гордиев узел интересов собственников, арендаторов и городских властей пока не под силу никому. Хотя эта территория и здания вполне могли бы стать украшением города.
Источник: РИА ФАН