Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
27 января Россия отмечает День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Ровно 78 лет назад закончилась героическая 872-дневная оборона Северной столицы, чьи защитники и жители, несмотря на страшный голод и холод, не прекращающиеся артобстрелы и авианалёты, сумели отстоять родной город и не сдать его немецким войскам.
История обороны блокадного Ленинграда неразрывно связана с Кронштадтом. Батареи города-крепости, а также дислоцированных в его гаванях кораблей Балтийского флота стали надежным щитом для Северной столицы.
Во многом именно благодаря подвигу кронштадтских артиллеристов врагу так и не удалось захватить стратегически важный Ораниенбаумский плацдарм, оборона которого вошла в героическую летопись защиты Ленинграда.
Не прекращалась работа на Кронштадтском морском заводе, из кронштадтских гаваней уходили на выполнение боевых задач подводные лодки, из базы на форте «Кроншлот» — катера — «малые охотники».
В тяжелейших условиях Кронштадт жил и держал оборону не только благодаря беспримерному мужеству своих защитников, но и благодаря налаженной системе движения военных грузов.
Важнейшей транспортной артерией для снабжения Кронштадта стала «Малая дорога жизни», которая связывала город-крепость с Ораниенбаумом и Лисьим носом. На острове Котлин эту же роль выполняла Кронштадтская крепостная железная дорога. Первые ее участки появились еще в середине XIX века. Сеть железнодорожных путей в Кронштадте быстро разрослась, и к 1905 году их общая протяженность составила 46 верст (почти 50 км).
В период Великой Отечественной войны железная дорога стала «кровеносной системой» города-крепости, обеспечивая «жизнь» кронштадтских батарей и боевых кораблей Балтийского флота. Также на ней был сформирован бронепоезд №9, который некоторое время базировался на месте нынешнего жилого микрорайона «16 квартал». Он выполнял роль подвижной зенитной батареи, а также усиления артиллерийских средств на случай высадки десанта противника с моря или с воздуха.
Сегодня от Кронштадтской крепостной железной дороги сохранились лишь фрагменты. Самый длинный из них расположен на территории историко-культурного кластера «Остров фортов». В настоящее время прорабатывается вопрос восстановления этого участка железнодорожного полотна и его музеефикации. Это станет еще одним вкладом проекта «Остров фортов» в сохранение исторической памяти, данью уважения и признательности героическим защитникам Кронштадта и Ленинграда.