Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
Эти слова, принадлежащие адмиралу П.С. Нахимову, ярко иллюстрируют материалы выставки «На всех парусах», приуроченной к празднованию Дня Военно-морского флота России. Выставка открылась 27 июля в выставочном зале Музея истории Кронштадта (Якорная пл., д.2А).
Основатель Кронштадта Петр Первый, преобразователь России, создавая российский флот, мечтал о дальних морских путешествиях. В его планах был и поход в Вест-Индию, и пересечение экватора, и установление торговых отношений с «великими моголами». Этим замыслам великого реформатора не суждено было осуществиться.
В 1776 году Екатерина II подписала указ об отправке из Балтийского моря судов в первую русскую экспедицию вокруг света. Уже были отлиты чугунные гербы и медали с изображениями Екатерины, которые надлежало устанавливать на новооткрытых территориях. Но началась Русско-турецкая война, и плавание так и не осуществилось.
Однако идея уже прочно завладела умами, и XIX век стал веком географических открытий Российского флота.
24 кругосветные экспедиции на протяжении XIX столетия покидали гавани Кронштадта, корабли с многочисленными экипажами в течение длительного времени находились в открытом море, выполняя свой служебный долг.
Начало походам вокруг света было положено в 1803 году, когда два шлюпа – «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского – вышли в море. Еще одна знаковая для России экспедиция началась в 1819 году, когда также два шлюпа – «Восток» и «Мирный», возглавляемые Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, отправились в Южное полушарие и в 1820 году открыли человечеству новый материк – Антарктиду.
Современным людям сложно, почти невозможно представить, каким образом происходили открытия новых островов и земель, какую цену платили за них русские моряки, офицеры и матросы.
Длительные переходы под парусами, когда берега не видно более ста дней, штормы, противные ветры, не позволяющие кораблю идти ровным курсом, отсутствие свежей воды и пищи на борту, сон в мокрой одежде в мокрых койках, установка парусов на высоте 20-30 метров над палубой…
Каким мужеством и волей к победе обладали эти люди! Как много зависело от способностей командира и офицеров сплотить экипаж, от количества запасов продовольствия, такелажа и амуниции в трюмах!