Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.

Я согласен
DJI_0425.jpg

На реставрируемом форте «Кроншлот» протестировали архитектурное освещение

  Вечером 19 сентября 2023 года на «Кроншлоте» – старейшем фортификационном сооружении Кронштадта – впервые за всю 319-летнюю историю форта зажглась архитектурная подсветка. Это знаменательный этап в проводимой проектом «Остров фортов» под эгидой Минкультуры России работы по реставрации и приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия всемирного значения — фортов «Кроншлот», «Петр Первый» и «Император Александр Первый».

  В настоящее время фортам возвращают исторический облик первой трети двадцатого века. В 2024 году начнется процесс их приспособления к современному использованию в соответствии с утвержденной Советом по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга концепцией.

  «К 2026 году отреставрированный и музеефицированный «Кроншлот» станет доступен для посещения. Мы рассчитываем, что первый кронштадтский форт станет новым центром морского церемониала. Там создается площадка для торжественных мероприятий. Прорабатываем с городом Санкт-Петербургом вопрос открытия на «Кроншлоте» ЗАГСа или, по крайней мере, филиала. Неженатая часть нашего офиса, можно сказать, дала обет безбрачия до тех пор, пока у нас не появится возможность узаконить отношения на самом красивом форте Кронштадта. Помимо ЗАГСа на «Кроншлоте» появятся музейный комплекс, посвященный истории форта, ресторан, сувенирный магазин и кинотеатр. Архитектурная подсветка повысит привлекательность форта как культурного и туристского объекта. Она будет не просто создавать атмосферу и подчеркивать красоту архитектуры, но фактически превратит «Кроншлот» в произведение светового искусства, еще больше увеличивая его художественную ценность», – отмечает соорганизатор проекта «Остров фортов» Марика Коротаева.

  Первое тестирование было успешно проведено под руководством разработчика концепции Натальи Быстрянцевой, светодизайнера-архитектора, эксперта в области архитектурного и комплексного освещения городов, и Евгении Каюмовой – главного инженера проекта компании генподрядчика.

  Испытание подсветки включало в себя ряд экспериментов, направленных на определение оптимальных параметров света для освещения форта. Специалисты изучали, как тени ложатся на стены, как работают световые приборы и как правильно подбирать спектр яркости света. Цель заключалась в том, чтобы обеспечить точное и эффективное освещение, которое соответствует архитектурным особенностям объекта. При этом перед испытаниями команда специалистов совместно с архитекторами и инженерами проекта разработала целый сценарий освещения.

  «Свет – такой инструмент, который в случае «пересвета» съедает фактуру и текстуру и способен превратить кирпич в пластмассу. Для исторической архитектуры очень важно дозировать яркость света, чтобы все объекты правильно «читались» и не происходило искажения восприятия материалов. В городе все объекты освещены с завышенной яркостью – более 30 кандел на м2 – так как есть свой световой фон яркости. На форте же нет фона засветки, фон черный, поэтому в данном случае яркость необходимо занижать и четко дозировать, чтобы объект не светился как фонарь», - рассказала Наталья Быстрянцева и отметила, что по периметру объекта установят более 500 светильников, включая около 200 светильников для Николаевской батареи и 25 светильников для маяков. Проект освещения форта «Кроншлот» включает в себя различные режимы освещения, включая «будничный» и «праздничный».

  Евгения Каюмова: «Поскольку производятся не только реставрационные работы, но и работы по приспособлению объекта, одной из задач является устройство архитектурной подсветки. Для того, чтобы они были выполнены в срок, мы должны определиться с точным количеством светильников, их местоположением, а также заранее выполнить прокладку инженерных сетей. Наша задача сегодня апробировать проектные решения непосредственно на объекте, и при необходимости их откорректировать».

  Архитектурную подсветку получат и знаменитые маяки форта – Верхний и Нижний Николаевский, на которых вчера также были протестированы световые сценарии. В настоящий момент работы по этим объектам полностью завершены: выполнена реставрация окон-иллюминаторов и исторических латунных решеток, заменено остекление, в интерьер вернулась дубовая отделка, бережно расчищена линза Френеля, восстановлены чугунные ступени, отремонтирован несущий металлокаркас, стены маяков получили надежное декоративное покрытие.

 Наталья Быстрянцева: «У маяков есть своя философия, свой символизм, который важно не потерять в процессе установки искусственного освещения. В отличии от естественного, которое имеет один источник света, складывающий образ объекта, искусственное освещение имеет 20-30 источников, при этом они также должны создавать один единственный образ объекта».

 Между тем, на «Кроншлоте» продолжаются активные реставрационные работы по зданиям форта. Ведется реставрация кладки, устройство монолитного железобетонного пояса и монтаж кровли в здании Николаевской батареи. На Северной и Южной куртинах после завершения комплекса работ по усилению основания производится монтаж гранитных блоков на историческое место. В здании на Круглом острове устраиваются полы, перекрытия, идет подготовка к монтажу кровли.

  На стройплощадке форта развернут полевой музей, куда вошли самые разнообразные находки – от керамических изразцов голландских печей и предметов кухонного обихода, предположительно, XVII - XVIII веков, до большого адмиралтейского якоря XIX века порядка 2 метров в длину. Многие находки помогают реставраторам в реализации наиболее достоверных решений по восстановлению облика форта: так, в процессе работ по берегоукреплению был найден фрагмент исторического кованого ограждения – оригинальный образец, с помощью которого удастся более достоверно воссоздать полностью утраченные аналогичные элементы. В работе по реставрации приоритетом является использование оригинального материала. Например, восстанавливая историческую кирпичную кладку специалисты по максимуму используют сохранившийся материал прошлых веков, определяя наиболее подходящие по клейму заводов-изготовителей, а поскольку строительство кирпичного облика форта «Кроншлот» велось с XVIII века вплоть до революции, потребовался тщательный подбор кирпичей по габаритам и свойствам, подходящим к кирпичным кладкам различных периодов строительства форта.