Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
До конца 1996 года город-порт, расположенный на острове Котлин и еще нескольких небольших островах, оставался закрытой военно-морской базой. Попасть туда было возможно только по пропускам. Мало того, до 1983 года — только водным транспортом. В 1984-м построили северный участок дамбы, в 2011-м открыли ее южный отрезок, появилась развязка с кольцевой автодорогой (КАД). А в последние годы на горизонте развития города-острова замаячила масштабная перезагрузка вкупе с его превращением в туристический кластер.
«Развитие Кронштадта как туристического направления перспективно во всех смыслах. Это позволит привлечь больше туристов — как российских, так и иностранных. А главное — это будет новый сегмент туристов, те, кто интересуется морской и военной историей. Региону нужны новые зоны отдыха, спорта и досуга. В конце концов, это оттянет потоки от обычных туристических троп, таких как Эрмитаж и Мариинский театр. Восстановление Петровского дока с музеем поможет создать не только новые туристические маршруты, но и в целом способствовать развитию экономики региона»,— считает Алексей Сулимов, руководитель проекта культурно-туристической платформы Best.Petersburg.
Эксперты высоко оценивают существующий туристический потенциал Кронштадта. «В Кронштадте располагаются уникальные туристические ресурсы — исторические, природные, социально-культурные. Обилие памятников воинской славы, уникальных архитектурных и фортификационных объектов, гидротехнических сооружений, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, представляет большой интерес для туроператоров и самостоятельных туристов. Всего в городе насчитывается более 500 объектов культурного наследия»,— рассказывает Ирина Фалина, начальник информационно-культурного центра СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта».
Туристы уже проявляют значительный интерес к посещению города. Согласно статистическим данным, динамика посещаемости Кронштадта постоянно увеличивается. В 2018 году посещаемость города туристами составила 1,6 млн человек, а в этом году, вероятно, этот рекорд будет побит. Основной туристский поток в Кронштадт — это русские туристы, различного возраста и социального положения. Последние несколько лет увеличивается тенденция самостоятельного туризма.
По посещаемости туристами Кронштадт занимает устойчивое место в пятерке популярных пригородов Санкт-Петербурга. Кронштадт с сохранившимися до наших дней крепостными сооружениями, морскими фортами, кораблями, стоящими на рейдах, возможностью организации стоянок для яхт и маломерных судов является перспективным районом для развития туризма.
Правительство Петербурга далеко не первый год обсуждает возможности становления Кронштадта в качестве туристического центра. Было разработано немало стратегий его развития в данном направлении. Предполагалось, что здесь будет судоремонтный завод, из Петербурга переведут военно-морские учебные заведения, также планировалось сделать Кронштадт вместо «Ленэкспо» местом проведения международной выставки в сфере кораблестроения, судостроения и морских вооружений — Военно-морского салона (ВМС). Но пока ни один из проектов не был реализован в полной мере.
Сейчас в Кронштадте ведутся работы по созданию военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» Западного военного округа, посвященного истории и последним научным достижениям российского флота. Распоряжение о его открытии в прошлом году подписал Дмитрий Медведев. Общая площадь парка должна составить 31 га. На территории Западной дамбы Усть-Рогатки сейчас уже работает тематическая зона боевых кораблей. Также есть возможность посетить корабли-музеи — эсминец «Беспокойный» и ракетный катер Р-47 «Тамбовский комсомолец».
Кроме этого, президент России Владимир Путин поручил создать автономную некоммерческую организацию, призванную сформировать в Кронштадте туристско-рекреационный кластер, поясняют в информационно-культурном центре СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта». Проект АНО «Кронштадт. Остров фортов» представили в июне в рамках Петербургского экономического форума. «Благодаря проекту "Кронштадт. Остров фортов" город должен стать самым большим островом-музеем в мире, посвященным истории ВМФ. Условно весь проект можно разделить на три сектора: музейный, научно-образовательный и туристический»,— поясняет Ирина Фалина.
Главная идея проекта состоит в объединении трех фортов: Александр I, Петр I и Кроншлот. Также планируется создать исследовательские лаборатории, детский технопарк, океанариум, дайвинг-центр, музеи и необходимую туристическую инфраструктуру. За счет этого за пять лет предполагается нарастить туристический поток в Кронштадт до 5 млн человек в год.
В июле-августе в Кронштадте уже можно было посетить выставку знаменитого русского мариниста Ивана Айвазовского, организованную проектом «Кронштадт. Остров фортов» и Музеем истории Кронштадта. «На выставке были представлены картины и альбомные рисунки из фондов Русского музея, музея-заповедника "Петергоф" и Центрального военно-морского музея. Особый интерес вызвали ранее недоступные широкому зрителю картины Айвазовского из частных коллекций. Несомненно, выставка привлекла в город тысячи туристов»,— отметила госпожа Фалина.
На рост туристического потока также может оказать благотворное влияние и планируемое улучшение транспортной доступности Кронштадта. В 2016 году был представлен план с новой развязкой КАД и тремя новыми дорогами на острове. Обсуждается идея запуска в перспективе скоростного трамвая в Кронштадт со стороны «Лахта-центра». Пока что жители Петербурга и туристы продолжают добираться до Кронштадта по Кольцевой автодороге