28 октября 2019

Кронштадт: колыбель ледоколов и водолазов

Кроншлот
Остров фортов
Кронштадт

Превращение одинокого острова в «фортецию зело великую» казалось просто волшебством.

Разрушенный и восстановленный

Сам Кронштадт, по сути, можно назвать городом - «Фениксом». Крепость за время своего существования несколько раз терпела серьёзные катастрофы, разрушавшие значительную часть строений. Но, тем не менее, город раз за разом отстраивали и восстанавливали.

23 июля 1764 года, через 60 лет после основания, в Кронштадте случился страшный пожар, уничтоживший большую часть города. Из первых строений петровских времён остались невредимы и «дожили» до нашего времени только Петровский док, Опытный бассейн и часть укреплений форта Кроншлот.

После катастрофического пожара город начали отстраивать практически заново — по генеральному плану архитектора Чевакинского. Впрочем, и до этого эпохального пожара огонь охватывал Кронштадт довольно часто.

Через полстолетия, в 1824 году, город постигла беда совсем другого толка: в Кронштадте случилось сильнейшее наводнение. Речь о том самом эпохальном наводнении, страшнее которого не случалось за всю историю Петербурга и его окрестностей. Именно этому событию Пушкин в своё время посвятил поэму «Медный всадник».

Колыбель ледоколов

Именно в Кронштадте появился первый в мире настоящий ледокол современного типа. Произошло это знаменательное событие 155 лет назад, в 1864 году. Речь идёт о корабле под названием «Пайлот», принадлежавшем судовладельцу Михаилу Бритневу.

Изначально «Пайлот» был построен как обычный спасательный буксир и прокладывать зимние пути во льдах вовсе не должен был. Но Бритнев не боялся экспериментировать, и весной 1864 года решил видоизменить буксир, срезав его нос под углом 20° к линии киля.

Новаторство кронштадтского судовладельца высоко оценил сам адмирал Макаров, отметив, что Бритнев и его маленький пароход сделали «то, что казалось невозможным»: расширили время навигации осенью и зимой на несколько недель.

Интересно, что «Пайлот» не сразу получил признание на родине. При этом, вскоре к нему пришли настоящие мировые слава и признание. В 1866 году было решено провести в Финском заливе испытания двух типов ледокольных судов — «косоносого» «Пайлота» и судна «Опыт», оснащённого специальными гирями для колки льда.

Соревнование безальтернативно выиграл «Пайлот»: его соперник со своими гирями просто застрял во льдах. Но почему-то было решено, что суда с приспособлениями для колки льда перспективнее, и чертежи кронштадтского ледокола отправились на полку.

Цитадель водолазов

Впервые в мире в Кронштадте появились не только ледоколы, но и водолазы. Водолазная школа была основана здесь в 1882 году указом Александра III — для подготовки квалифицированных специалистов, способных работать под водой.

Необходимость в таких кадрах возникла после окончания Крымской войны, когда множество судов оказались затопленными, а вместе с ними ко дну пошли и орудия. Орудия следовало поднять, а суда — убрать из фарватера. Этой работой и должны были заняться российские водолазы.

Отметим, что необходимость в таких кадрах возникла у Российского флота давно, но до этого данную функцию выполняли «вольные водолазы», которые стоили казне довольно дорого. При этом, сами такие «вольные стрелки» часто были во многом безграмотны, а своих учеников больше запугивали, чем учили.

Теперь же в стране появились профессионалы «для судовых надобностей и подводных минных работ». Между прочим, курировал первую Водолазную школу сам Великий князь Алексей Александрович.

В новой школе каждый водолаз должен был проходить обязательный медосмотр. Студенты спускались под воду не менее четырёх раз в месяц. Зимой погружения водолазов не прекращались — для этого в школе был создан специальный гидротанк глубиной 3,5 метра. А в 1896 году для зимних погружений появился семиметровый бассейн, оснащённый электрическим освещением.

За первые четыре года существования учебное заведение подготовило 200 водолазов нижних чинов и 40 офицеров. В советское время школа была эвакуирована, затем вернулась вновь в Петроград, а позже в Кронштадт, но в 1924 году окончательно переехала в Севастополь.