Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
В Музее военно-морской славы в Кронштадте открылась фотовыставка, посвящённая одному из самых сложных инженерных проектов современной России — сохранению и музеефикации первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол».
Ровно два года назад, 26 декабря 2023 года, легендарный атомоход стал музеем и принял первых посетителей.
Проект по сохранению легендарного атомохода был инициирован Ксенией Шойгу и реализован при участии АНО «Остров фортов», Объединённой судостроительной корпорации и Военно-Морского Флота России. Он занял более трёх лет непрерывной работы и объединил усилия 15 организаций и около 100 специалистов — инженеров, судостроителей, военных, реставраторов и музейных проектировщиков. Все инженерные расчёты и проектные решения разрабатывались с нуля, поскольку подобных операций ранее не проводилось.
Транспортировка лодки массой более 2,5 тысяч тонн из г. Снежногорска Мурманской области в Кронштадт стала отдельным сложнейшим этапом проекта. В нем были задействованы 9 профильных организаций. Морской переход протяжённостью более 2 тысяч километров выполнялся в строго ограниченные погодные окна — необходимо было успеть до штормов. Особую сложность представляло прохождение Беломорско-Балтийского канала: используемое судно «Свияга» предназначено для внутренних водных путей и имеет серьёзные ограничения по манёвренности.
Одним из самых сложных этапов стала проводка через шлюзы, где допустимые отклонения составляли всего до 15 миллиметров. Работы велись в том числе в ночное время, с ювелирной точностью и при постоянном инженерном контроле.
Для проведения дальнейших операций был задействован плавучий док «Атлант» — единственный в России, способный перевозить судно такого размера. В операции по позиционированию лодки на доке одновременно участвовали около 40 специалистов, включая команды водолазов и докмейстеров.
После установки на баржу лодка была отбуксирована к терминалу порта «Моби Дик» в Кронштадте, завершив свой 64-летний путь по воде.
«К-3» стала единственной подводной лодкой в мире, перемещённой по суше и заведённой на место постоянной стоянки внутри музейного здания. Этот этап потребовал сложной логистики и синхронной работы десятков служб. Перевозка «К-3» по улицам Кронштадта к зданию Музея военно-морской славы через городскую улично-дорожную сеть проводилась несколько ночей. По пути следования демонтировали с последующим восстановлением более 70 дорожных конструкций — знаков, мачт освещения, светофоров, две эстакады теплосети, более 800 метров бордюров и т.д. К зданию музея построили специальную подъездную дорогу.
О транспортировке «К-3» написали британские таблоиды The Sun и Daily Mail.
Общая продолжительность транспортной операции – от Снежногорска до фундаментной плиты музея – составила 15 месяцев.
Не менее масштабной стала и работа по восстановлению исторической памяти. Для создания экспозиции артефакты собирались по всей стране, были подняты архивы, восстановлены утраченные элементы оборудования. Огромную помощь оказали ветераны, служившие на «К-3», и Военно-Морской Флот России.
Фотовыставка фиксирует весь путь проекта — от коррозии и разрушений до восстановления отсеков и открытия лодки для гостей музея. Отдельный раздел экспозиции посвящён отзывам ветеранов-подводников и посетителей музея.
Сегодня К-3 «Ленинский комсомол» продолжает служить стране — уже как памятник науки и техники и как символ эпохи становления отечественного атомного флота.
«В возможность реализации этого проекта изначально верили далеко не все. Мы взялись за задачу, которую многие считали нереальной. Но нам удалось сохранить уникальный корабль и память о людях, которые на нём служили. «К-3» получила новую жизнь и стала частью живой истории страны», — отметила Ксения Шойгу, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов».
Экспозиция расположена в атриуме Музея военно-морской славы рядом с АПЛ К-3 «Ленинский комсомол». Вход свободный.
Фотовыставка работает до 11 января 2026 года.