Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
На первой советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол» начались работы по монтажу опорных элементов, необходимых для транспортировки и последующей установки в здании Музея военно-морской славы, создаваемого в туристско-рекреационном кластере «Остров фортов».
Специальные блоки для будущего опорного основания К-3 изготовлены на Выборгском судостроительном заводе. Монтаж осуществляется на Кронштадтском морском заводе (КМОЛЗ) в доке им. Митрофанова, где находится с 15 декабря 2021 года.
В рамках восстановительных работ произведен демонтаж специального покрытия лёгкого корпуса, проведена дефектация легкого корпуса и набора между легким и прочным корпусом, а также прочного корпуса в местах установки опорных блоков. За последние 30 лет К-3 подверглась значительной коррозии. Обследование показало необходимость замены более 80% покрытия лёгкого корпуса, частичной замены и ремонта надстроек корпусных элементов лёгкого корпуса. В настоящее время демонтировано примерно 30 тонн металлоконструкций и 275 м2 специального покрытия. Демонтированные детали будут заменены аналогами: при реставрации подводной лодки стоит задача сохранить максимальную аутентичность легендарного корабля.
Помимо позиционирования и установки опорных блоков ещё предстоит выполнить очистку прочного корпуса, нанесение на прочный корпус лакокрасочного покрытия (грунтовки), провести работы по восстановлению лёгкого корпуса.
В мае 2022 года подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» покинет док, и начнется уникальная инженерная операция по ее транспортировке и установке в здании будущего Музея военно-морской славы. Большой инженерно-логистический проект, не имеющий аналогов и достойный Книги рекордов Гиннеса, наверняка станет частью технологической истории России. Он разрабатывался в течение нескольких месяцев с привлечением ведущих профильных специалистов из множества организаций. Подъем из воды и размещение на подготовленном бетонном основании внутри здания габаритной подводной лодки (общая длина 108 м, полное водоизмещение порядка 4750 тонн, масса — 2558 тонн) стал настоящим инженерным вызовом, потребовавшим инновационных решений.
«Были проанализированы различные варианты транспортировки К-3 «Ленинский комсомол» и разработана оригинальная схема — безопасная для экологии Финского залива, оптимальная по срокам и затратам. Она сочетает морские операции с сухопутной перевозкой по улицам города Кронштадта. Разработанный инженерно-логистический проект в комплексе уникален. Ещё никто и никогда в мире такого не делал», — отмечает руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу.
В мае К-3 будет отбуксирована к Выборгу, где с помощью «мертвых якорей» установлена на погружной барже «Атлант» — единственной в России, подходящей для перевозки такого размера корабля и способной поднять его до уровня причала в порту «Моби Дик» в Кронштадте, откуда возможно перевезти подводную лодку с помощью самоходных осей через городскую улично-дорожную сеть до здания музея.
Сухопутная перевозка на расстояние 4,5 км через улицы Кронштадта сама по себе станет беспрецедентным мероприятием. Никогда ранее такой большой корабль не перевозился по дорогам общего пользования. Даже с учетом того, что лодка ещё на борту баржи «Атлант» будет разделена для большей маневренности при движении по городу на две части по отсеку-донору (заменяет подлинный реакторный отсек, который был выпилен и утилизирован в предыдущие годы по соображениям радиационной безопасности и будет воссоздан в первозданном виде в процессе реставрации лодки).
Сухопутную перевозку планируется осуществить за одну ночь. Мероприятие запланировано на первую декаду июня. По пути следования предстоит демонтировать и затем восстановить более 70 дорожных конструкций — знаков, мачт освещения, светофоров, две эстакады теплосети, более 800 метров бордюров и т.д.
После транспортировки К-3 будет установлена в проектное положение в здании будущего Музея военно-морской славы, специально спроектированном для наземного размещения более чем стометровой подводной лодки.
Уже на месте будут завершены работы по восстановлению ее внешнего облика, начнется реставрация интерьеров и формирование экспозиции.
«Центральными темами Музея военно-морской славы станут технологии и люди на флоте. К-3 «Ленинский комсомол» — главный экспонат — лучше всего расскажет об этом посетителям», — говорит руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу.
АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» — исторически значимый объект. Это легендарный корабль, с которого началось становление отечественного атомного подводного флота. Он верой и правдой прослужил порядка 30 лет. Затем более трех десятилетий после списания подводной лодке грозила утилизация. Военные моряки, историки, конструкторы, широкая общественность ратовали за то, чтобы подводный корабль, ставший важной вехой отечественной военно-морской истории, был сохранен для будущих поколений, а завод «Нерпа» обеспечил ее безвозмездное хранение.
АПЛ К-3 была окончательно спасена от «распила на иголки» благодаря совместной инициативе проекта «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенной судостроительной корпорации» по сохранению лодки в качестве центрального экспоната Музея военно-морской славы — одного из важнейших объектов кронштадтского туристско-рекреационного кластера, создаваемого по поручению Президента России. Исходя из этой задачи родилась концепция формы здания Музея и беспрецедентный проект размещения подводного корабля такого размера на суше в крытом помещении: нигде в мире такого больше не увидишь.
В III квартале 2021 года АПЛ К-3 передислоцирована из г. Снежногорска (Мурманская область) в Кронштадт. Это была по-настоящему уникальная операция. В ней участвовало девять профильных организаций. К-3 перевозилась на транспортно-погружном доке «Свияга», принадлежащем главному управлению глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации. По своим габаритам лодка едва-едва поместилась в плавдок. Будь К-3 на метр длиннее, операция оказалась бы под угрозой. Сама «Свияга» практически «впритык» прошла через шлюзы Беломорканала: по бокам оставалось порядка 10 сантиметров с каждой стороны. При передислокации подводной лодки «Ленинский комсомол» была выполнена ювелирная работа. При этом все было сделано быстро и на высшем уровне, что является безусловной заслугой команды плавдока и всех вовлеченных сторон.
На первом этапе лодка двигалась по маршруту от г. Снежногорск (СРЗ «Нерпа») по морским участкам Баренцева и Белого морей до входа в Беломорско-Балтийский канал. Вторым этапом стала транспортировка по участку Беломорканала через Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Неву до акватории АО «Северная верфь» (Финский залив), где АПЛ К-3 была выгружена из «Свияги» и в результате специальной инженерно-транспортной операции была отбуксирована до Кронштадта.
В настоящее время она находится в доке «Кронштадтского морского завода», где готовится к транспортировке в Музей военно-морской славы.