14 октября 2019

Ирбенский маяк — последний из плавучих

Остров фортов
Кронштадт

Прообразами плавучих маяков можно считать плоты и лодки, которые выставлялись в устьях рек, чтобы сориентировать ушедших на промыслы рыбаков, купцов и разбойников.

Первым плавучим маяком, документированным в европейских лоциях и на картах, стало судно «Nore», установленное в 1732 году близ устья Темзы в Северном море. Задумка принадлежала Дэвиду Авери (David Avery), которой он поделился с судовладельцем Робертом Гэмблином (Robert Hamblin) в надежде заинтересовать его и получить средства на постройку плавмаяка. Идея состояла в том, чтобы взымать плату с судов, проходящих безопасным курсом, обозначаемым этим маяком. "Trinity House", ответственный за содержание британских маяков, пожаловался на нарушение своей монополии сначала Адмиратлейству, а затем и короне. В результате Авери уступил плавмаяк в обмен на возмещение средств за его постройку и ежегодную плату в 5% от стоимости маяка. Широкое распространение плавучих маяков началось лишь в самом конце XVIII века, вначале вдоль побережья Старого Света, а затем и у других континентов. «Визитная карточка» плавучего маяка, выделяющая его на морском горизонте - крупные шары на мачтах и яркий свет фонарей, зажигаемых в тёмное время суток.

Примерно в то же время плавучие маяки появились в устье Невы, у оконечностей Елагинского и Большого корабельного фарватеров. Места «Невского» и «Елагинского» маяков, расположенные в более спокойных водах устья Невы, до второй половины XIX в. занимали самые разные суда. В первые и последние дни навигации, когда ледовая обстановка менялась по часам, на позицию этих двух плавмаяков выставлялись самоходные портовые пароходы, уходившие на ночь в гавань.

В Санкт-Петербурге плавмаяки строили многие верфи, в числе которых Ижорская, Путиловская, Семянникова и Полетики, Крейтона, Новая Адмиралтейская, а также верфь при кронштадтском порту. Немало плавмаяков строилось в Финляндии – в Турку, Хельсинки, Выборге, как для финских, так и для российских бассейнов. Внутренними водными путями плавучие маяки доставлялись с Балтики на Чёрное, Азовское и Каспийское моря.

«Ирбенский» плавучий маяк выставлялся в одноимённом проливе с 1961 по 1985 год когда там же, в районе банки Михайловская, завершилось строительство стационарного маяка «Ирбенский» на гидротехническом основании. Высвободившийся плавмаяк планировалось установить на подходе к порту Вентспилс, но фактически его маячная служба на этом завершилась. Последним из российских плавучих маяков в 1997 году завершил свою карьеру «Астраханский-приёмный». Для его замены в 1980-е годы на Каспии также проектировался маяк на гидротехническом основании, но состояние экономики страны в 1990-е не позволило реализовать этот проект.

Хотя эпоха плавучих маяков завершилась, практически в любой стране с богатой морской историей мы всё ещё можем увидеть плавучие маяки, отреставрированные и превращённые в музеи, рестораны, гостиницы, офисы и даже в жилые помещения, а в Германии – даже совершить морскую прогулку на трёх их них.

Сегодня «Ирбенский» - собственность Музея мирового океана (г.Калининград), имеющего большой опыт реставрации и содержания мемориальных кораблей. В ноябре 2016 г. «Ирбенский» впервые за 20 лет отошёл от причала и встал на ремонт на Кронштадтском морском заводе. В июле 2017 он совершил переход из Кронштадта в Калининград, и с 16 декабря первая очередь выставки на последнем и единственном плавучем маяке в России стала доступной для широкой публики. Впереди у Музея Мирового океана ещё много реставрационной работы, а у "Ирбенского" - долгие годы новой, музейной жизни.