Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
Кронштадту, как морской базе, доки были необходимы для ремонта и достройки кораблей. Доки можно было бы создавать, используя береговую линию острова (как это и делали позднее, в XIX веке), но Пётр, одержимый идеей русской Голландии, решает посередине острова Котлин создать огромный бассейн с шестью портовыми сооружениями и канал для ввода кораблей. По замыслу Петра над каналом посередине острова должен был возвышаться гигантский маяк, наподобие античного Колосса Родосского. В петровских бумагах он именуется "Великой башней". Сохранился макет этой башни, выполненный архитектором Николо Микетти. Фундамент заложили, но работы прекратились после смерти Петра, и фантастическое сооружение так и не было построено.
Строительные работы по созданию системы доков возобновились лишь с воцарением Анны Иоанновны. Руководителем был назначен генерал-майор Иоганн фон Люберас. Известно, что отец его был шотландцем, а сам Люберас родился в Лифляндии. Историограф флота XIX века Берх говорит, что Люберас «из всех иностранных инженеров, стоявших в нашей службе, … был всех полезнее и более всех сделал». Во время военных действий он создавал армейские укрепления. А по именному повелению Петра строил Ревельскую гавань и создавал Балтийский порт, называвшийся тогда "Рогервик", создал карту Финского залива, был вице-президентом Берг-коллегии, отвечавшей за горнорудную промышленность.
Принцип доковой системы простой: судно, требующее ремонта, по каналу проходило в один из доков, закрывались шлюзы, вода из дока по дну Докового оврага самотёком вытекала в бассейн, откуда при помощи ветряных мельниц и конных машин откачивалась в море. Обычно для осушения доков в то время требовалось около трёх месяцев. Система, осуществлённая Люберасом, позволяла выполнить эту работу за несколько часов.
Так что доковый бассейн, облицованный гранитными валунами – одна из главных достопримечательностей Кронштадта и завершающая часть уникальной системы доков, создание которой было начато ещё Петром Великим. В 1771 году для выкачки воды была установлена первая в России паровая машина, привезённая из Шотландии. Для неё построили специальное здание на берегу бассейна. Система Любераса работает и сейчас, правда используется лишь один из четырёх доков – Петровский, а воду из бассейна откачивают электронасосы.
Фото: Анна Сергеенкова