Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
Появление в России первых маяков, которое пришлось на начало XVIII века, неразрывно связано с зарождением российского военно-морского флота. Это важное событие произошло по воле Петра I. В 1705 году по высочайшему повелению вдоль фарватера Северной Двины были установлены лиц-бочки, привезенные из Голландии, а в устье реки – сооружения с емкостями для горючих материалов, которые зажигались с прибытием с моря военных кораблей. Эти «огневые маяки» и стали прародителями маяков современных. Однако в течение следующего столетия маячное дело не получило должного развития. Наконец, когда стала очевидна опасность плавания в Финском и Рижском заливах, в 1801 году Морскому ученому комитету было поручено рассмотреть проекты улучшения маячного дела.
Официально свою историю маячная служба России ведет от 8 июня 1807 года. В этот день императором Александром I было утверждено «Положение о содержании маяков и штате маячной команды», благодаря которому все маяки на Балтике были систематизированы. Они более 30 лет находились под руководством талантливого военно-морского деятеля Леонтьева Спафарьева.
Впоследствии задача по обеспечению работы маяков была возложена на Гидрографический департамент, который курировал маячную систему в России с 1837 года. Несмотря на постепенное увеличение числа действующих маяков, их все равно было относительно мало: в 1868 году один маяк приходился на 115 верст побережья страны. Большой урон понесли маяки и в периоды Первой и Второй мировой войны, поскольку входили в число приоритетных объектов для вражеских атак с воздуха, земли и воды.
В послевоенные годы с развитием советской промышленности, маячная система в России шагнула далеко вперед. Был налажен серийный выпуск маячной аппаратуры с дальностью действия почти до 60 километров, на новый этап развития вышли инженерные и архитектурные разработки: началось строительство монолитных бетонных башен маяков. На сегодняшний день в России насчитывается более 350 маяков, обеспечивающих безопасность судоходства на всех морях, а маячная сеть продолжает развиваться.
Маяки во все времена считались особенными сооружениями и привлекали внимание людей, благодаря своим важным функциям и уникальному облику. Практически у каждого они неизменно ассоциируются с путешествиями и морской романтикой. Кронштадт, будучи городом-колыбелью российского флота, невозможно представить без его знаменитых маяков. Каждый из них по-своему уникален и, безусловно, занимает важное место в истории города.
Маяк «Толбухин» – один из старейших российских маяков, постройка которого датируется 1718 годом. Он был построен по личному указанию Петра I и его собственному проекту. Изначально сооружение было деревянным и носило название «Котлинский», однако спустя 18 лет было переименовано в честь полковника Федота Семеновича Толбухина – начальника гарнизона Кроншлота, который отличился при обороне острова во время Северной войны. К сентябрю 1810 года было закончено строительство «Толбухина» в камне. Новый маяк имел круглую башню из кирпича, цоколь из гранита, при нем располагался караульный дом и баня. Благодаря своей богатой истории и уникальному архитектурному решению маяк «Толбухин» внесен в реестр объектов культурного наследия регионального значения и вместе с фортами Кронштадта находится под охраной ЮНЕСКО. Маяк по-прежнему работает и является одним из главных символов города. Его свет виден на расстоянии 19 миль.
В середине XIX века ввиду необходимости облегчить судам подход к острову Котлин было принято решение о строительстве новых маяков. В 1856 году капитан Корпуса флотских штурманов Рычков предложил установить на Николаевской батарее – форте Кроншлот – два створных огня. К 1857 году были построены два деревянных Николаевских маяка. К концу XIX века уже переименованные в «Кронштадтские», сооружения были модернизированы, и в весной 1891 года на острове возникли две металлические башни – Переднего (бывший Нижний Николаевский) и Заднего (бывший Верхний Николаевский) маяков.
В 1898 году был построен Задний створный маяк Морского канала. Расположенный на небольшом острове примерно в 2,5 километрах от берега в северной части Ломоносовской отмели, он недавно был модернизирован и продолжает работать по сей день.
Интересен и Задний Кронштадтский створный маяк. Это сооружение можно увидеть с пирса у входа в Петровский канал. Маяк расположен между Средней и Купеческой гаванями. Уникальность маяка в том, что он считается последним деревянным маяком в мире.
Совсем скоро в Кронштадте появится еще один маяк – мемориальный. Это «Маяк памяти» в открывающемся 26 июля 2020 года историческом парке Кронштадта, создаваемом в рамках нового историко-культурного кластера «Остров фортов», посвященного ВМФ. Объект призван увековечить память героев российского флота, начиная с эпохи Петра I и заканчивая современностью. На нем будут запечатлены имена и звания 200 адмиралов, офицеров, мичманов и матросов российского военно-морского флота, совершивших подвиги и выдающиеся деяния на благо страны и сограждан. Маяк памяти будет выполнять образовательную и воспитательную функцию. Он станет дополнением концепции центрального пространства парка – Аллеи героев российского флота, на которой через личности выдающихся военно-морских деятелей раскрыты основные темы военно-морской истории России.