Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
Корабли с паровой машиной, не имевшие конструктивных особенностей, которые снижали боевую ценность колесных пароходов, появились на рубеже 1840–1850-х гг.
Корабли с паровой машиной, не имевшие конструктивных особенностей, которые снижали боевую ценность колесных пароходов, появились на рубеже 1840–1850-х гг. Так называемые винтовые фрегаты при водоизмещении 2000–2300 т имели полное парусное вооружение
и могли нести до 32 орудий калибром 173–248 мм, располагавшихся побортно. Машина мощностью 300 л. с. позволяла развить скорость полного хода 7 узлов (около 13 км/ч), что было недостаточно для кораблей, основным тактическим предназначением которых было ведение разведки и действия на коммуникациях.
Прогресс корабельной паровой машины во второй половине XIX в. позволил строить бронепалубные крейсера – класс кораблей, которые по маневренным характеристикам кратно превосходили винтовые фрегаты. Так, русский крейсер «Адмирал Корнилов», вступивший
в строй в 1886 г. (5863 т; длина – 112,2 м, ширина – 14,8 м, осадка – 6,2–7,8 м; две паровые машины тройного расширения, 5977–6581 л. с.), развивал скорость 17,6 узла (около 33 км/ч).
Приращение на 33,5 % скорости хода русских крейсеров, построенных на рубеже XIX–XX вв., было достигнуто дорогой ценой – за счет кратного (в 2,5–3 раза) увеличения мощности их машин. Так, мощность паросиловых установок крейсера «Аскольд», вступившего в строй
в 1900 г. (6135 т; длина – 131,2 м, ширина – 16,9 м, осадка – 6,2 м), которые позволяли ему развивать скорость до 24 узлов (44,5 км/ч), составляла 20 434 л. с.
Следующим этапом в эволюции морской паровой машины стало создание котлотурбинных паросиловых установок. Турбина и жидкое топливо позволили кратно увеличить их мощность, и скорость хода боевых кораблей выросла в полтора-два раза. Самый быстроходный надводный корабль в истории отечественного ВМФ – лидер эскадренных миноносцев «Ташкент», построенный по заказу СССР в Италии в 1940 г. (4175 т; длина – 139,7 м, ширина – 12,7 м, осадка – 4,2 м). Машина мощностью 110 тыс. л. с. позволяла ему развивать скорость 42,7 узла (79 км/ч).
К середине ХХ в. паросиловая котлотурбинная установка достигла предела своего развития. Дальнейшее наращивание ее мощности уже не имело смысла: скорость кораблей можно было повысить только при кратном увеличении массогабаритных характеристик и многократном увеличении расхода топлива. Кроме того, главной угрозой боевому кораблю стал самолет. Соревнование с ним в скорости выиграть было невозможно.