Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
Родоначальниками качественно иного флота, уже не зависевшего, как прежде, от направления и силы ветра, стали пароходофрегаты.
Родоначальниками качественно иного флота, уже не зависевшего, как прежде, от направления
и силы ветра, стали пароходофрегаты. Эти корабли водоизмещением до 1700 т, длиной до 60 м, шириной до 11 и осадкой до 4,5 м, вооруженные 4–10 орудиями среднего и малого калибра,
с машинами мощностью от 200 до 400 л. с. могли развить скорость хода до 12 узлов (около
22 км/ч).
Независимость от направления и силы ветра давала им преимущество в бою с парусными кораблями. Вооружались пароходофрегаты пушками, стрелявшими бомбами.
Самой существенной платой за преимущества парового флота стала утрата неограниченной дальности плавания. Этим объясняется сохранение у первых пароходов полного парусного вооружения. Самые совершенные парусники значительно превосходили колесные пароходы
и в скорости хода. Наиболее удачным гибридом парового и парусного корабля стали океанские крейсеры-клиперы, которые в России строились в 1860-х годах и числились в боевом составе до начала ХХ века.
Корабли с паровыми машинами и парусным вооружением (броненосцы, крейсера 1–2-го рангов, канонерские лодки) участвовали во всех крупных морских боях и сражениях Русско-японской войны 1904–1905 гг. В их числе канонерская лодка «Кореец», принявшая неравный бой с врагом вместе с прославленным «Варягом», героически погибшие броненосные крейсера «Рюрик»
и «Нахимов», крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской».