Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
11 (24) августа 1904 года в Петергофе под руководством императора Николая II состоялось совещание о целесообразности отправки на Дальний Восток 2-й эскадры Тихого океана, решение о создании которой было принято еще в апреле того же года. В совещании приняли участие генерал-адмирал, управляющий Морским министерством, начальник Главного морского штаба, Великий князь Александр Михайлович, министры: военный, финансов, иностранных дел, – а также статс-секретарь. Большинство высказались за отправку,
и император повелел контр-адмиралу З. П. Рожественскому, назначенному ее командиром, ускорить подготовку к походу.
Командующий второй эскадрой флота Тихого океана З. П. Рождественский.
Снаряжение эскадры проходило в сложных условиях. Часть кораблей и судов достраивались или проходили заводские испытания. При следовании на Дальний Восток кораблям предстояло пройти более 25 тыс. миль, причем на всем этом пути не было ни одного русского порта. Большинство европейских государств, имевших колонии в Африке и Азии, под давлением союзника Японии – Великобритании – не разрешили заходить в пункты на подконтрольных им территориях. Согласились принять русские корабли состоявшая в военном альянсе с Россией Франция и Германия – с ограничениями на использование права захода в их территориальные воды. Вместе с эскадрой было решено отправить транспорты с углем, продовольствием и водой, включив в состав также плавучую мастерскую, морские буксиры
и госпитальное судно. Впервые в истории военных флотов создав плавучий тыл и устранив часть наиболее сложных проблем по обеспечению эскадры, русское командование вынуждено было смириться с тем, что средняя скорость перехода значительно снизилась, хотя обстановка требовала прибытия эскадры на театр войны в кратчайшие сроки.
2 (15) октября 1904 года из Либавы вышли главные силы 2-й эскадры флота Тихого океана:
7 эскадренных броненосцев, 4 крейсера 1-го ранга, 2 крейсера 2-го ранга, 8 миноносцев, транспорт-мастерская, морской буксир, 6 транспортов и ледокол «Ермак». Из-за дефицита отечественного грузового тоннажа контракт на снабжение эскадры углем на все время перехода на Дальний Восток был подписан с германской пароходной компанией.
В Северном море произошел так называемый Гулльский инцидент. В ночь с 8 (21) на
9 (22) октября, когда эскадра находилась неподалеку от английского города Халл (Гулль),
З. П. Рожественский получил от командира транспорта-мастерской донесение об атаке неизвестными миноносцами. Приняв за миноносцы английские рыболовные суда, русские корабли открыли по ним огонь и некоторые из них потопили, из-за чего эскадра почти на неделю задержалась в испанском порту Виго, пока конфликт не был улажен путем переговоров.
В Танжере от эскадры отделился отряд контр-адмирала Д. Г. Фелькерзама: 2 броненосца,
3 крейсера, 7 миноносцев и несколько транспортов, осадка которых позволяла пройти по Суэцкому каналу. 5 новых броненосцев и 3 крейсера под командованием З. П. Рожественского направились в Индийский океан вокруг Африки. 27 декабря 1904 года (9 января 1905 года) обе части эскадры встретились в бухте Носи-Бе у побережья острова Мадагаскар. Здесь к эскадре должен был присоединиться отряд под командованием капитана 1-го ранга
Л. Ф. Добротворского (2 бронепалубных, 2 вспомогательных крейсера и 2 миноносца), задержавшийся в Либаве из-за неготовности к выходу.
20 декабря (2 января) 1904 года Порт-Артур пал, и цель похода 2-й эскадры флота Тихого океана на Дальний Восток стала недостижимой. Однако с политической точки зрения вернуть эскадру в Россию было уже нельзя. Поэтому было принято решение об отправке на театр войны 3-й эскадры под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова, формирование которой из еще не достроенных кораблей и остатков Балтийского флота началось в ноябре 1904-го. З. П. Рожественскому было приказано держаться у Мадагаскара до прибытия отряда капитана 1-го ранга Л. Ф. Добротворского и эскадры Н. И. Небогатова.
Для сокращения сроков подготовки 3-й эскадры к походу почти в два раза были приняты чрезвычайные меры, но выйти из Либавы она смогла только 3 (16) февраля 1905 года
в сокращенном составе: устаревший эскадренный броненосец, 3 броненосца береговой обороны и крейсер 1-го ранга, тоже устаревший.
У Мадагаскара 2-я эскадра задержалась на два месяца, в том числе и в связи с отказом капитанов пароходов-угольщиков следовать дальше. 3 (16) марта 1905 года эскадра покинула якорную стоянку в бухте Носи-Бе.
В бухту Камранг (Камрань) 2-я эскадра Тихого океана пришла 31 марта (13 апреля) 1905 года. Здесь З. П. Рожественский планировал пополнить запасы и произвести ремонт перед последним переходом. Но губернатор французского Аннама (так в то время назывался современный Вьетнам), ссылаясь на указания из Парижа, потребовал, чтобы эскадра покинула бухту.
Русские перешли в бухту Ван-Фонг, где 26 апреля (9 мая) 1905 года к эскадре
З. П. Рожественского наконец присоединился отряд под командованием Н. И. Небогатова.
Командиры кораблей второй эскадры.
1 (14) мая 2-я эскадра флота Тихого океана (8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 3 броненосных, 5 бронепалубных и 5 вспомогательных крейсеров, посыльное судно, 9 миноносцев) вышла в море, чтобы прорваться во Владивосток.
Если бы ее переход из Балтики в Тихий океан завершился иначе, в историю отечественного флота он мог бы войти как подвиг ее флагманов, офицеров и нижних чинов, благодаря верности воинскому долгу, морской выучке, самоотверженности и выносливости которых удалось
в исключительно сложных условиях осуществить этот межтеатровый стратегический маневр.
Командиры кораблей второй эскадры.