Продолжая работу с данным сайтом, вы подтверждаете и соглашаетесь на использование сайтом cookies и сервиса аналитики.
К 1982 году в Советском Союзе было построено 4 серии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН проектов 667А, 667Б, 667БД и 667БДР), сравнимых по тактико-техническим элементам и характеристикам ракетных комплексов с атомными ракетными подводными лодками США и их союзников по блоку НАТО, созданных до появления в составе американских ВМС «Огайо» – атомной ракетной подводной лодки
с 24 твердотопливными межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР)
с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) и дальностью стрельбы 7,4–12 тыс. км.
В качестве ответного шага в СССР конструкторским бюро академика В. П. Макеева была создана трехступенчатая твердотопливная МБР РСМ-52 с дальностью стрельбы более 8,3 тыс. км и 10 РГЧ ИН, принятая на вооружение морской стратегической системы «Тайфун».
Носителем нового ракетного комплекса стала многокорпусная атомная подводная лодка
с 20 пусковыми шахтами – РПКСН проекта 941 (шифр «Акула»). Она стала крупнейшим подводным кораблем в истории мирового военного кораблестроения с надводным водоизмещением 23 тыс. т и 48 тыс. т подводным, длиной 172 м, шириной 23,3 м, осадкой
(в надводном положении) 11 м и скоростью полного хода под водой до 25 узлов. При этом ее проектная документация конструкторами ЦКБ-18 под руководством дважды Героя Социалистического Труда С. Н. Ковалева была разработана в кратчайшие сроки.
С. Н. Ковалев, генеральный конструктор советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения.
Первый корабль серии из 6 единиц, получивший наименование ТК-208, был заложен на Северном машиностроительном предприятии в марте 1977-го, спущен на воду 23 сентября
1980 года, в строй вступил в ноябре 1981-го – почти одновременно с «Огайо».
До сих пор среди военно-морских специалистов нет единого мнения относительно необходимости создания таких огромных подводных кораблей. Главком ВМФ С. Г. Горшков был против, предвидя большие проблемы с обеспечением базирования и эксплуатации, зато убежденным сторонником их постройки был министр обороны Д. Ф. Устинов. Его мнение
и стало решающим аргументом в их пользу.
Опасения Главкома ВМФ оправдались, и в дальнейшем такие корабли больше не строились. Вместе с тем их появление произвело ошеломляющее впечатление на военно-политическое руководство США и побудило его к скорейшему заключению договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, одним из условий которого было прекращение строительства РПКСН проекта 941. После его подписания седьмой корабль серии, находившийся на заводском стапеле, был разобран.